Борьба за энергетические резервы: Россия и Китай разрабатывают основы стратегического партнерства в нефтяной и газовой сфере. ЕС грозит при этом быть отодвинутым на задний план. Евросоюз хочет обеспечить себе месторождения в Центральной Азии, рискуя при этом оказаться втянутым в серьезный конфликт с Кремлем
Высокопоставленные государственные мужи были самим очарованием: "Дорогой гость и друг", "мой дорогой друг" - во время встречи в московском Кремле как Владимир Путин, так и глава КНР Ху Цзиньтао превзошли самих себя по количеству отпускаемых любезностей. За прошлый год они встречались 6 раз. Переговоры в очередной раз продемонстрировали стратегический характер российско-китайского партнерства, подчеркнул Путин. В ходе визита председателя КНР было подписано несколько экономических соглашений на сумму, превышающую 4 млрд долларов. Китай является после ЕС вторым по значимости торговым партнером России. При этом для Поднебесной речь идет прежде всего об одном - об энергии.
Россия, являющаяся крупнейшим производителем нефти после Саудовской Аравии, хочет завоевать азиатский энергетический рынок - в том числе и в качестве перестраховки на случай кризиса в отношениях с Европой. Дело в том, что несмотря на сделанные вчера торговым комиссаром Евросоюза Питером Мандельсоном в очередной раз в Москве заверения в том, что ЕС планирует заключить с Россией ряд серьезных торговых соглашений в вопросах энергетики, в Москве продолжают назревать опасения, связанные с тем, что ЕС хочет со временем отказаться от российских поставок. Кроме того, в качестве рынка сбыта для России привлекательным является не только Китай, но и жаждущая энергоресурсов Япония, Южная Корея и Индия. Все стремятся к независимости от Ближнего Востока.
Москва продолжает выступать с резкими выпадами в отношении ЕС. По словам главы комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, Европа считает, что Россия всегда будет поставлять свой газ в Европу. "Но это ошибка", - пригрозил он в конце своего вчерашнего визита в Берлин. "Если Европа стремится к диверсификации своих поставщиков газовых ресурсов, мы будем диверсифицировать своих покупателей", - заявил Косачев в интервью Handelsblatt. Он назвал и альтернативу - Китай. По его словам, существует "план строительства газопровода из Западной Сибири, где добывается газ для Европы, через Алтай и до Китая". Нефтепровод из Сибири до Тихого океана уже находится на стадии строительства. Кроме того, государственный концерн "Роснефть" ведет переговоры с Китаем о дополнительных поставках 60 тыс. баррелей нефти ежедневно по железной дороге. "Можно понять, что однозначное ориентирование России на Запад окончилось", - считает и Питер Ленгиель из брокерской компании PVM Oil Associates. В общей сложности поставки российской нефти в Китай за прошлый год составили 320 тыс. баррелей в день.
Если сравнивать с ежедневной потребностью Китая, составляющей около 4 млн баррелей нефти, это не так уж и много. Однако партнеры вынашивают честолюбивые планы: если они будут реализованы на практике, то в будущей декаде Россия станет самым крупным поставщиком Китая с общим объемом поставок до 600 тыс. баррелей нефти в день. Сегодня Китай импортирует из России только 15% энергоресурсов. Львиную долю он получает с Ближнего Востока.
Однако несмотря на планы по строительству трубопроводов и увеличения объемов поставок, в отношениях русских и китайцев не все так гладко. Китай "все больше недоволен", считает Кристофер Уифер, главный стратег "Альфа-банка", поскольку многие из совместных проектов продвигаются медленными темпами. Так, "Роснефть" в прошлом году с трудом смогла наладить поставки оговоренного объема нефти. При этом государственный китайский нефтяной концерн CNPC принял участие в IPO подконтрольного Кремлю нефтедобытчика, вложив в акции около 500 млн долларов.
Кроме того, нет ясности в ответвлении линии нефтепровода, которое Россия хочет проложить до окончания строительства нефтепровода из Восточной Сибири через побережье Тихого океана и до Китая. Переговоры на этот счет длятся уже 10 лет. Они касаются прежде всего вопроса о том, может ли нефть переправляться по железной дороге - более дорогостоящий вариант, который, однако, предоставит России больше гибкости в отношении экономически сильного партнера.
Что касается поставок газа, то и здесь не видно более или менее значительного прогресса: во время прошлогоднего визита Путина в Пекин "Газпром" пообещал Китаю два новых газопровода, по которым ежегодно должно будет проходить до 80 млрд кубометров газа. "Но откуда возьмется этот газ?" - задают вопрос в Москве европейские энергетические менеджеры.
В действительности целый ряд многообещающих проектов в настоящее время заморожен по политическим причинам: неопределенность в судьбе Ковыктинского месторождения, разрабатываемого ТНК-BP, по причине того, что совместное британо-российское предприятие не может договориться с "Газпромом" об экспортных условиях. Ковыкта считается одним из тех месторождений, которые могут покрыть потребности Китая. Нефтепровод, который должен будет пройти по побережью Тихого океана, становится все более затратным предприятием. Кроме того, неясно, сможет ли он к 2008 году пропускать до 600 тыс. баррелей в день.
Но при этом нельзя утверждать, что у российско-китайских планов нет будущего. Наблюдатели в Москве уверены: пока Кремль занимается преимущественно тем, что перекраивает российский энергетический сектор на свой вкус, а новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве все еще не подписано, то в таких условиях инвестиций в инфраструктуру ждать не приходится. Правительство хочет оставить все двери открытыми.
Однако окончание этой партии в покер не за горами: с разгромом ЮКОСа и отнятием "Газпромом" у Shell "Сахалина-2" вопрос стоит только о будущем ТНК-BP на Ковыктинском месторождении. "Здесь все должно разъясниться в течение года", - считает Уифер. А пока Кремль продолжит разыгрывать свою сильную карту: 75 млрд баррелей нефти в российских недрах.
|