Режим санкций, ограничивший доступ российских компаний к технологиям нетрадиционной добычи углеводородов, немного замедлит, но не остановит развитие данного сектора в России, сообщает со ссылкой на пресс-конференцию в офисе компании «Газпром нефть» агентство .
Наиболее перспективным месторождением сланцевой нефти является Баженовская свита в Западной Сибири. «Газпром нефть», осваивающая эту сланцевую формацию, собирается начать там коммерческую добычу нефти в 2018 году. Преимуществом Баженовской свиты служит то, что месторождение расположено близко к уже существующим нефтепроводам, отмечается в материала агентства.
По оценкам руководителя блока технологий в «Газпром нефть НТЦ» Кирилла Стрижнева, через три года Баженовская свита будет давать около 40 тыс баррелей нефти в день, что соответствует примерно 2,7% от общего объема нефти, добытого компанией в первом квартале 2015 года (1,5 млн баррелей нефтяного эквивалента в день). По нынешним оценкам компании, извлекаемые запасы нефти на участках Баженовской свиты превышают 70 млн тонн, а общие ресурсы нефти в этом районе Западной Сибири составляют до 22 млрд тонн, согласно данным российского Министерства энергетики.
В январе 2014 года компании Royal Dutch Shell и «Газпром нефть» создали на паритетной основе СП для работы на участках со сланцевой нефтью в Западной Сибири, генеральным директором СП «Ханты-Мансийский нефтяной альянс» был назначен руководитель проектного офиса «Трудноизвлекаемые запасы» (ТРИЗ) «Газпром нефти» Кирилл Стрижнев. Но, поскольку с прошлого года проекты c Exxon Mobil, Total и Shell приостановлены из-за санкций, российские компании в настоящее время самостоятельно разрабатывают технологии горизонтального бурения с множественными гидроразрывами пласта и в состоянии извлекать небольшие объемы ресурсов.
«Иностранные компании обладают более мощными технологиями для такого типа бурения, поэтому совместные проекты развиваются быстрее. Но мы можем справиться и сами, хотя это будет чуть сложнее и займет чуть больше времени. Быстрых побед на Баженовской не будет. Прежде чем разработать полную инвестиционную программу, нам нужно пробурить 20–30 скважин и начать освоение одного или двух участков», — отметил руководитель подразделения геологоразведки и развития ресурсной базы «Газпром нефти» Алексей Вашкевич. До 2013 года он работал в Северной Дакоте на месторождении Bakken, с которым часто сравнивают Баженовскую свиту, поэтому Вашкевич подчеркнул их отличия – если Bakken разрабатывают уже полвека и риски там делят десятки фирм, то для определения рентабельности того или иного участка в Баженовской свите требуется огромная «теоретическая работа».
На этом месторождении «Газпром нефть» пробурила уже девять скважин, и, как отметил Стрижнев, уровень эксплуатационных расходов на Баженовской свите будет сопоставимым с капиталовложениями в добычу традиционных ресурсов.
|